Серии на Кожевнике - Этническая Кельтская серия.

С этой статьи начинается цикл статей на Кожевнике, посвящённый созданию каждой серии изделий. Начнём мы с Этнической Кельтской серии - линейке изделий из натуральной кожи с орнаментами и узорами, основанными на наследии древнего народа кельтов.

Первое упоминание о воинственном народе датировано около 500 года до нашей эры. С 500-го до 80 года их история была полна и военными победами, и строительством городов и поражениями. Влияние кельтов простиралось от Испании и Бретани на западе до Малой Азии на востоке, от Британии на севере до Италии на юге. Со временем, они были завоёваны или вытеснены со своих земель римлянами.

Кельты были воинственным народом, да. Но особые орнаменты, дошедшие до наших дней, наносимые на одежды, на рукоятки мечей и иные предметы были прославлением жизни, мудрости и возрождения. Нельзя просто взять и нанести орнамент на свою одежду, украшение или даже собственное тело: любой кельтский орнамент наносился одной линией неотрывно - ибо линия символизировала жизнь человека, его путь и испытания. И судьба человека, согласно поверьями кельтов, сложится как прихотливые изгибы нанесённого узора. Кельты считали орнаменты даром богов и никогда не отступали от своих канонов нанесения.

Немалое значение в кельтской традиции уделялось природе - растениям и животным.

Птица -
посланник богов, вестник божественной воли. Птице неведомы преграды, она - само воплощение свободной души, которой открыт весь мир во всём его многообразии;
Заяц -
изобилие, богатство и процветание, а в духовном развитии - даже бессмертие и возрождение. Заяц бегает по земле и ведомы ему её богатства. Многие звери охотятся на него, но всегда остаётся многочисленное заячье потомство. Зимой заяц вылиняет и изменит свой цвет на белый, чтобы успешно скрыться от хищника.
Олень -
господство космических сил над природой - как рога оленя спадают и отрастают каждый год, так и леса каждый год сбрасывают и выпускают свежую листву. Это - цикл жизни, смерти и последующего возрождения;
Дерево -
источник жизненных сил. Дерево питается веществами почвы и водой, давая плоды. И голодный может ими насытиться и продолжить свой путь.

Символы древнего кельтского народа - завоевателя по своим делам, но романтика по своему духу, дошли до нашего времени, по-прежнему неся в своей сути связь с природой, питающей и порождающей всё сущее, а значит, связь каждого из нас со своим истоком - родом, землёй и Богом.

Как отличить натуральную кожу?

1. Теплопередача

Натуральная кожа в результате прикосновения быстро станет тёплой, оставаясь при этом сухой. Кожзаменитель же нагреется лишь через какое-то время, при этом от человеческих рук материал станет немного влажным.

2. Толщина и край кромки 

Натуральная кожа обычно толще кожзама и имеет более округлую и шероховатую кромку, у искусственных же материалов кромка гладкая и ровная. 

3. Эластичность 

Если надавить на изделие из натуральной кожи, то в момент сгиба или нажатия на материале появятся мелкие морщинки, а при выпрямлении они вмиг исчезнут. Натуральная кожа после растяжения быстро приходит в исходное состояние.

4. Цвет 

При натяжении, сгибании или надавливании натуральная кожа не меняет цвет. Искусственная же кожа может поменять оттенок.

5. Запах

Искусственную кожу может выдать резкий химический запах. Однако одному лишь своему обонянию при выборе изделий доверять не стоит, так как существуют специальные ароматизаторы кожи.

6. Поры 

Поры искусственной кожи одинаковые по глубине и форме, а у натуральной они располагаются произвольно.

7. Основа 

На срезе изделия из натуральной кожи можно увидеть множество переплетённых между собой волокон. Если таких волокон нет или вместо них тканевая основа, трикотаж или нетканый материал, то это кожзаменитель.

Этапы обработки кожи

  1. Сначала шкуру очищают, отмачивают, подвергают процессу золения. На этом этапе шкура теряет волосяной покров, остатки мяса, жиров, грязи и т.д.
  2. Затем шкуру подвергают первичной обработке алюмокалиевыми квасцами. Получается сыромятная кожа. Ее уже можно использовать для изготовления ремней, обуви и т.д.
  3. На этом этапе шкуру подвергают полноценному дублению. Кожа приобретает прочность, долговечность, эластичность, влагостойкость.

Основные виды дубления, которые применяют в настоящее время:

  • Растительное — используются натуральные танины (вещества растительного происхождения, имеющие дубильные и связывающие свойства, содержатся в древесине, коре дуба, ивы и т.д.), разные органические кислоты. При растительном дублении кожу чаще всего оставляют натурального (светлого) цвета. Хорошо подходит для тиснения, выжигания.
  • Жировое — дубление жирами морских животных и рыбьего жира.
  • Химическое — используются растворы солей хрома. Кожа чаще всего крашеная, быстро намокает и пропускает влагу, срез имеет сероватый цвет. Плохо подходит для тиснения, выжигания.

Виды кожи

Чепрак — толстая, плотная, износостойкая кожа. Берется из серединной части шкуры КРС. Дубление может быть жировое или растительное. Чепрак бывает как природного цвета, так и окрашенный. Изделия из этой кожи хорошо держат форму, после обработки твердеют. Подходит для выжигания и тиснения различными способами. Из чепрака хорошо получаются браслеты, ремни, ножны, чехлы, ремешки для часов.

 

Юфть — мягкая, относительно тонкая кожа (до 2 мм), чаще всего крашеная. Пластичная, хорошо шьется и формируется.

 

Краст — толстая плотная кожа. Получается методом барабанного крашения (внутри кожа не прокрашивается). Поверхность гладкая, имеет природную фактуру. Подходит для браслетов, чехлов, ножен.

 

Замша — тонкая, мягкая, рыхлая кожа с коротким ворсом на лицевой поверхности. Чаще всего вырабатывается из шкур оленя, лося, козы, с применением жирового дубления. Отлично подходит для пошива различных изделий.

 

Надеюсь, эта статья поможет вам лучше узнать, как и для чего использовать тот или иной вид кожи.

Как окрашивать кожу и замшу

Восстановить окраску кожи, если она пострадала, имеет смысл до раскроя. Для этого можно использовать специальные нитрокраски, которые бывают в продаже. Одна-две капли касторового масла, добавленные в 100 г нитрокраски, сделают ее более стойкой, она не будет трескаться на изгибах. Такую краску наносят кистью.

Нитрокраска для кожи в аэрозольных баллонах сама ложится ровным тонким слоем. Распылительную головку баллончика лучше держать на расстоянии 15— 20 см и быстро перемещать вдоль поверхности. Подсушив кожу 10—15 мин, нанесите следующий слой, и так повторите несколько раз, пока не получите прочную равномерную окраску. Еще 1 ч потребует окончательная сушка. После этого можно удалить растворителем затеки и наплывы краски, если таковые имеются.

Хорошо, если вам попадется краска для кожи «Экстра» или эмаль НЦ-36, которая выпускается белого, красного, черного и коричневого цвета. Их наносят кистью, марлевым тампоном или аэрографом. Достаточно двух-трех слоев, которые придется сушить в течение часа. Окончательная сушка — сутки.

Небольшие дефекты окраски достаточно замаскировать подходящими цветными кремами для обуви и даже восковыми мастиками для мебели. В крайнем случае краску можно сделать самим — на основе анилиновых красителей для шерсти или разноцветных чернил. Чтобы получить блестящую поверхность, такую краску лучше наносить на кожу в смеси с желатином. Стойкая краска для кожи получается на основе пасты для шариковых ручек. Пасту даже не надо извлекать из негодных стержней. Достаточно нарезать их на кусочки (кроме пишущих узлов) и в стеклянном пузырьке залить подходящим растворителем, например КР-36 или № 646. Рецепт этой краски сообщила художница по коже В.Белькова.

Для декоративных кожаных поделок, особенно для таких, которые не будут испытывать сильные изгибы и растяжения, приемлемы и масляные краски для живописи. Ими вполне можно окрашивать небольшие кожаные детали, элементы орнаментов и отделки. Законченную поделку из кожи, например шкатулку, допустимо покрыть бесцветным мебельным лаком, предварительно пропитав кожу в два-три приема раствором желатина.

Для получения полутоновых переходов кожу протравливают растворами: серый оттенок дает железный купорос, коричневатый—. поташ (углекислый калий) или кальцинированная сода. Лучше протравливать слабым раствором, нанося его мягкой кисточкой или тампоном раз за разом. Это обеспечит ровный тон и плавный переход оттенков.

В некоторых случаях имеет смысл вообще снять с кожи старое потрескавшееся и потерявшее вид покрытие из нитрокраски. Кстати, обувная кожа обычно бывает покрыта особым влагонепроницаемым слоем, делающим ее жесткой и блестящей. Царапины и вмятины не делают блестящую поверхность красивее. Поэтому потерявшую вид толстую кожу лучше отциклевать острым ножом или скребком. Смочив очищенную поверхность водой, проверьте, нет ли на ней светлых пятен. Это участки, на которых еще сохранился влагонепроницаемый слой. Соскоблите их. Обработку поверхности завершит шлифовка мелкозернистой наждачной шкуркой.
Можно снять нитропокрытие и любым растворителем нитрокраски, макая в него тампон из мягкой тряпочки и осторожно протирая кожу круговыми движениями. Годятся ацетон (если сумеете раздобыть), растворитель 646. Плохо здесь то, что растворяются не только нитрокраски, но и жиры, поэтому кожу придется снова прожировать.

Несложно окрасить в-домашних условиях и замшу. Для этого годятся анилиновые красители шерсти. Красящий раствор готовят в любой посуде, кроме железной. Воду лучше брать дистиллированную или дождевую. Можно использовать и растопленные куски снежной «шубы» с испарителя холодильника. На 1 пакетик анилинового красителя нужно 1,5 л такой воды. Температура раствора не должна превышать 45° С. При высокой температуре в коллагене происходят необратимые изменения, и замша потеряет свои эластичность и прочность.
Подготовленный теплый раствор нанесите на замшу и равномерно вотрите щеткой. Повторите операцию несколько раз с перерывом в 20 мин, понемногу добавляя в красящий раствор уксус, В конце замшу протирают слабым раствором уксуса, промывают в проточной воде и сушат при комнатной температуре.

По этому же рецепту удается окрасить замшу чернилами марки «Радуга». Как показывает опыт, на это годятся только фиолетовые, красные и черные чернила. Если вы захотите иметь изделие из замши ярко-синего или зеленого цвета, номер с чернилами не пройдет. Чернила для окраски не разбавляют, а только добавляют в них уксус, как при окраске анилиновыми красителями.
Искусственную замшу окрасить такими способами нельзя.

Иногда имеет смысл окрашивать уже готовые изделия из кожи или замши.